Концепция


Некоммерческое партнерство «Военно-патриотический клуб
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»
e-mail: bereti@bereti.spb.ru
 

 

 

Концепция

Некоммерческого Партнерства
«Военно-патриотический клуб
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»


Куратор клуба: Депутат Государственной Думы ФС РФ,
Член фракции ЕДИНАЯ РОССИЯ в Государственной Думе,
Заслуженный тренер России по борьбе дзюдо
Шестаков Василий Борисович

 

 

Директор клуба:
Отличник физической культуры и спорта РФ
Победитель городского конкурса педагогического
мастерства «Учитель года – 1997», награжден знаком
«Центр Специального назначения ФСБ РФ»
Андреев Валерий Иванович.

 

КОНЦЕПЦИЯ Некоммерческого Партнерства
«Военно-патриотический клуб
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»

 

С 1988 года в школах не просто проводятся с ребятами мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание и допризывную подготовку молодёжи. Сделана работа серьезного научно-педагогического исследования, основная идея которого – военно-патриотическая направленность в работе педагогического коллектива, как средство развития качеств личности (в первую очередь, любви к Отечеству). Прошел 21 год, и на сегодняшний день можно констатировать, что в школах сложилась система военно-патриотического воспитания. Как мы это понимаем.
Система – реальное получение запланированных результатов.
Система – на лицо коллектив единомышленников.
Система – значит, создана ключевая предпосылка управления тем или иным процессом.

Мы считаем, система военно-патриотического воспитания представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержание принципов, методов и средств, организованных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувство и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего воинского долга перед Родиной. Данная система реализует, с нашей точки зрения, социальный заказ общества, так как «воспитать мужчину, стойкого и умелого защитника Отечества», осуществляя три важнейших функции:
1. Воспитательную – формирование ценностных ориентаций гражданина- патриота.
2. Дидактическую – формирование военно-прикладных знаний, умений, навыков.
3. Развивающую – развитие психофизических качеств личности, необходимых воину для выполнения боевых задач.

Функции, осуществляемые системой военно-патриотического воспитания, определяют ее структуру. В организационном плане компонентами (звеньями) системы являются: учебный процесс, внеклассная работа. Такая организационная структура, в принципе, характерна для любой подсистемы воспитания. Специфика же системы военно-патриотического воспитания выявляется при рассмотрении структуры данной системы в содержательном плане. В этом случае компонентами системы являются нравственная, психологическая, физическая, военно-техническая, начальная военная подготовка. Попробуем уточнить каждый из этих компонентов.
В основе нравственной подготовки лежит чувство любви к Отечеству;
«…тот, кто не любит свое отечество, никогда не полюбит человечество» (В.Г.Белинский). Важнейшая миссия педагога – воспитать в детях патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к своему народу, взаимную симпатию, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности.
Утеряв Родину, человек теряет себя, свое лицо.

В этой работе очень важно не уйти к декларативным формам. Призывая любить Отечество, необходимо четко осознать, что ребенок – это не объект воспитания, а сама ценность. И потому возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом. Это означает признание в каждом ученике уникальность, неповторимой личности, от которой зависит будущее Отечества.
В рамках этого компонента в военно-патриотическое воспитание должно быть заложено также формирование гордости и уважения к Российским Вооруженным Силам, их боевым традициям, ратному труду, военной профессии.
Психологическая подготовка будущих защитников Родины предполагает:
- Формирование волевой устойчивости, позволяющей достигать поставленной цели.
- Выработку способностей действовать точно и решительно даже в условиях крайнего психофизического напряжения.
- Формирование умений и навыков саморегуляции, самоконтроля и т.д., позволяющих в нужный момент максимально мобилизовать себя на решение поставленной задачи.
- Формирование психологической готовности к работе на боевой технике.
- Вооружение знаниями, умениями и навыками создавать необходимую психологическую атмосферу в коллективе.
- Физическая подготовка.
- Всесторонняя физическая подготовка юношей, будущих воинов – объективное требование любого рода войск. Сущность и задачи военно-физической подготовки школьников: выработка устойчивости к перегрузкам. Основой для решения этой задачи является физическое развитие школьников, (см. «Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков», 1992г.), всемирное укрепление их здоровья, обстоятельное знакомство с нормами санитарии и личной гигиены.
- Военно-техническая подготовка. Современные специальности в Вооруженных Силах требуют быстрой реакции, внимательности и аккуратности, умения работать на сложной технике. Знание теории подготовки данных, прочных и обширных познаний в математике, физике, химии, астрономии. Поэтому необходимо глубокое и прочное усвоение предметов естественно-математического цикла (см. Адаптированные программы по предметам) Приобретения практических навыков работы на сложной технике, в том числе, компьютерной.
- Начальная военная подготовка, которую мы понимаем не как наличие урока НВП в расписании, а как наличие специальной образовательной программы, в рамках которой есть возможность закрепить уже имеющиеся у учащихся знания, связанные с областью военного дела. Привести их в систему, дополнив новым (в объеме, соответствующем социальному заказу), научить применять полученные знания на практике. Иными словами, у учащихся должны быть сформированы умения и навыки военно-прикладного характера.
Все компоненты системы военно-патриотического воспитания органически связаны между собой. С учетом принципа комплексного подхода крайне важно предусмотреть, чтобы, по возможности, большинство форм военно-патриотического воспитания решала одновременно задачи ряда компонентов системы.

Задачи каждого компонента реализуются в трех аспектах: во-первых, приобщение к нравственности как первооснове человека, т.е. добру, любви, правде, истине и красоте; во-вторых, стимулирование главного в человеке – внутренней, собственной духовной работы ученика, осознающего смысл жизни и свое человеческое предназначение; в-третьих, побуждение к творчеству, творческому отношению к своему делу и окружающему миру.
Наиболее перспективными, как показывают наши исследования, путями реализации комплекса задач всех компонентов системы военно-патриотического воспитания можно считать:

1. Повышение внимания к комплексным её формам
- подготовка и участие в спортивных соревнованиях.
- оборонно-спортивный оздоровительный лагерь.
- профильное военно-патриотическое объединение подростков – клуб «Голубые береты ДОСААФ России - Панда».
2. Углубление сотрудничества школы и шефов.
3. Качественное совершенствование работы по педагогическому всеобучу родителей и общественности в области военно-патриотического воспитания.
4. Всемирное повышение престижа военно-патриотического актива школы, которой мы рассчитываем как ассоциацию (союз) учащихся, учителей, родителей, представителей бизнеса, специалистов существующих организаций и общественности.

Мы хотим, чтобы все понимали, что создание системы военно-патриотического воспитания не самоцель. Она лишь решающее условие реализации ответственного социального заказа ОУ – готовить защитников Отечества. И коль скоро такая система создана общими усилиями педагогического коллектива, ее нужно поддерживать усилиями всех учителей и инструкторов по направлениям подготовки, причем четко скорректированными усилиями. Это побудило нас проработать структуру управления системой военно-патриотического воспитания (см. Рекомендации членов педагогического коллектива по участию в военно-патриотическом воспитании).
Итак, каждый работающий в школе, клубе знает, что он лично должен делать для подготовки патриотов – защитников Отечества. И это уже весьма существенно, так как четкое, обоснованное осознание каждым своего вклада в общественно значимое дело – это и предпосылка создания в школе системы военно-патриотического воспитания учащихся, и руководства подобной системы. Но для того, чтобы эффективно руководить, надо не только определить обязанности каждого. Не менее важно объединить, скоординировать усилия всех учителей в одном большом деле, и не только учителей. Поскольку школа является важным институтом всего общества, поскольку эффективное руководство системой военно-патриотического воспитания учащихся обязательно предполагает координацию усилий школы, клуба, семьи, бизнеса и общественности в осуществлении всех функций руководства: определении содержания и задач планирования, организации и контроля. С этой точки зрения, в нашей школе накоплен интересный положительный опыт такой работы – педагогические консилиумы (см. материалы)

Еще одна проблема, которая является особо важной, и четко обозначилась в ходе нашей опытно-экспериментальной работы по развитию качеств личности, необходимых защитнику Отечества. Выполняя социальный заказ общества, школа и клуб должны работать с гарантией. Тем более это важно признать в отношении военно-патриотического воспитания учащихся. Иными словами, школа должна быть уверена в своих воспитанниках. Для этого необходимо научиться управлять системой военно-патриотического воспитания, исходя из конечных результатов. При этом нужно четко понимать, что реально управлять конкретным воспитательным процессом – значит иметь возможность, исходя из целевой. С учетом данных текущего и отсроченного контроля, «замерять» уровни воспитанности индивида и коллектива, ход воспитательного процесса, приводя, таким образом, в соответствие наличные уровни воспитанности с параметрами социального заказа. Мы говорим о педагогическом управлении воспитательным процессом, то есть об управлении процессом формирования личности с определёнными качествами.
 

В ходе 21 года работы мы поняли, что для того, чтобы корректировать военно-патриотическую деятельность школьников, надо:
- Хорошо знать современные требования армии к молодому поколению;
- Иметь точные сведения о том, как адаптируются воспитанники наших военно-спортивных классов в условиях воинского коллектива и с какими трудностями они сталкиваются, становясь курсантами первого курса (данные так называемого «отсроченного контроля»);
- Хорошо знать сущность, задачи, формы и методы военно-патриотического воспитания школьников;
- Иметь точную картину наличного уровня военно-патриотической воспитанности школьного коллектива и отдельных учащихся;
- Постоянно соотносить наличный и требуемый уровни военно-патриотической воспитанности учащихся;
- Приводить в соответствие наличный уровень с требуемым, т.е корректировать военно-патриотическую деятельность учащихся, изыскивать резервы совершенствования работы на основе данных отсроченного контроля ( а эти данные и есть ответ на вопрос, хорошо или плохо мы работаем, где допускаем просчёт).

Эти вопросы являются основными в работе консилиумов педагогов школы и училищ. Следует подчеркнуть, что данные отсроченного контроля очень важны, но дают лишь представление о конечном результате работы школы. Между тем чрезвычайно знать, чего мы добились сейчас, сегодня. Без умения получать промежуточные результаты мы никогда не получим высокого конечного. Без промежуточных результатов нам нечего будет соотносить с «конечным продуктом». А если не будет такого соотнесения, не будет и корректировки военно-патриотической деятельности школьников.

Итак, для правильной организации работы нам надо научиться достаточно точно и объективно «замерять» предварительные, промежуточные итоги (результаты). Мы выделили следующие:

Первый критерий: наличие у учащихся знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной. Согласимся с тем, что такой критерий важен и носит объективный характер. Если наш выпускник не будет располагать определенной суммой военно-прикладных знаний, умений и навыков, то при любом энтузиазме он не сможет успешно выполнить свой воинский долг. Где и как выявляется этот критерий? В процессе обучения, на уроках, при изучении военно-патриотических тем курса. Совершенно очевидно, что первый критерий выявляется на занятиях ВПК «Голубые береты ДОСААФ России - Панда», в военно-спортивном лагере и т.д., т.е. в разнообразной военно-патриотической деятельности. Важно подчеркнуть и следующее: первый критерий (как и остальные), совершенно реально выявляется как в отношении отдельного участника, так и в отношении коллектива учащихся.

Второй критерий: высокая дисциплинированность будущих защитников Родины. Значимость этого качества настолько велика, что есть все основания в этом конкретном случае рассматривать личностное качество и как критерий эффективности военно-патриотического воспитания учащихся. Второй критерий выявляется в отношении отдельного ученика классным руководителем, учителями по оценке за поведение, а также по уровню активности в общественной жизни.

Третий критерий: непосредственная военно-патриотическая деятельность учащихся как фактор формирования всесторонней готовности школьников к выполнению долга перед Родиной. Военно-патриотическая деятельность не только важнейшая предпосылка, но и по сути, фактор успешного решения комплекса задач военно-патриотического воспитания. Только в процессе военно-патриотической деятельности мы можем узнать, какими военно-прикладными умениями, навыками овладели учащиеся. Только в процессе военно-патриотической деятельности школьники могут приобрести необходимый опыт применения военно-прикладных знаний, умений и навыков на практике. В процессе военно-патриотической деятельности учащихся мы, воспитатели, можем знать о просчетах в постановке военно-патриотического воспитания. Как выявляется столь значительный критерий? В отношении отдельного ученика выясняется, участвует ли он в военно-патриотической деятельности, той или иной её разновидности, и в какой степени активно. В отношении коллектива определяется соотношение участвующих и не участвующих в военно-патриотической деятельности.

Четвёртый критерий: сознательный выбор юношами-выпускниками школ военной профессии. Четвёртый критерий наиболее очевиден и прост по способам определения, речь идет о том, кто из выпускников школ пожелал избрать для себя военную профессию. А в отношении коллектива, каково соотношение поступивших в военное училище и всего контингента юношей-выпускников.

Пятый критерий: самовоспитание будущих защитников Отечества, как показатель их активного, сознательного отношения к делу. Хорошо известно, что воспитание только тогда достигает цели, когда дополняется самовоспитанием. Одной активности всех воспитателей ещё недостаточно, чтобы с гарантией решать задачи военно-патриотического воспитания. Нужна, и обязательно, активность самих учащихся в формировании у себя необходимых личностных качеств. Где и когда можем быть выявлен пятый критерий?

Во-первых, все в той же военно-патриотической деятельности, по участию в которой можно определить отношение учащихся к военному делу, Российской армии, боевым традициям народа. Диапазон проявления будущими защитниками Отечества своих лучших личностных качеств, в процессе военно-патриотической деятельности, достаточно надёжный показатель их усилий по самосовершенствованию, т.е. самовоспитанию.
Во-вторых, при изучении оценочных суждений учащихся о степени сформирования у них личностных качеств. Исследования показывают, что школьники весьма охотно и достаточно объективно отвечают на вопросы анкеты, составленной с целью изучения их оценочных суждений.
В-третьих, личностные качества учащихся, их изменения являются объектом исследования школьного психолога.
Следует отметить, все критерии теснейшим образом связаны между собой, достаточно условны их иерархия и порядковые номера. Знание критериев всеми воспитателями даёт надёжный инструментарий для определения реального состояния военно-патриотического воспитания в школе.
И, наконец, говоря об управлении системой военно-патриотического воспитания, мы говорим и об управленческом цикле, постоянно проходящем и вновь возобновляющемся. Если школа – плановое производство, если мы должны работать с гарантией, т.е. наверняка получать запланированные результаты в таком сложном и тонком деле как воспитание патриотов, тогда надо принять всерьёз и необходимость управленческого цикла в области военно-патриотического воспитания школьников.

Что же представляют собой этапы управления подготовкой подростков к защите Отечества? Это:
1. Целеполагание;
2. Выработка решения, направленного на достижение цели;
3. Конкретизация общего решения в виде планирования;
4. Организация деятельности по выполнению решения (плана);
5. Контроль за военно-патриотической деятельностью учащихся;
6. Сбор и обработка и на этой основе корректировка военно-патриотической деятельности школьников.