Дзюдо для школьников

Формирование привычки к систематическим занятиям физической культурой

Привычка — это действие или поступок, которые становятся для человека потребностью. Привычка к занятиями физическими упражнениями формируется в несколько этапов.

Для усиления привычки к систематическим занятиям дзюдо желательно соблюдение ряда условий. На 1 этапе актуальна поддержка родителей и окружающих (учителей, товарищей), которая помогает справиться с трудностями привыкания к новому коллективу, регулярным физическим нагрузкам, требованиям к дисциплине и организованности.

На 2 этапе для занимающихся очень важен пример тренера-преподавателя и старших занимающихся. На этом этапе должен формироваться идеал здорового человека, занимающегося спортом. Это послужит стимулом к самосовершенствованию и осознанному желанию дальнейших занятий.

На 3 этапе для усиления привычки к систематическим занятиям дзюдо большую роль играет индивидуальный подход к занимающимся. Преподавателю необходимо рекомендовать индивидуальные подводящие и подготовительные упражнения для занимающихся, конкретизировать тактические задачи. Осуществлять индивидуальный подход при формировании технических действий в зависимости от антропометрии занимающихся. Совместная разработка режима дня и планирование демонстрационных комплексов из технических действий изучаемых КЮ.

На 4 этапе занимающиеся уже вовлечены в активные занятия дзюдо, привычка заниматься будет укрепляться выполнением обязанностей судей и проведением инструкторской работы (проведение частей тренировочного занятия с младшими группами под руководством тренера-преподавателя), участием в показательных выступлениях.

Формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо

На первом этапе необходимо повышать физкультурную грамотность занимающихся путем сообщения им знаний о пользе физических упражнений, правильных способах их выполнения, правилах личной гигиены, методах развития физических качеств.

На втором этапе важно осуществлять стимулирование положительной мотивации к спортивно-оздоровительным занятиям. Для этого разъяснять занимающимся особенности влияния на организм средств дзюдо, легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.

Третий этап посвящен формированию основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков — ходьбы, бега, прыжков, лазаний, плавания, дзюдо.

Четвертый этап направлен на формирование организационно-методических умений, обеспечивающих дальнейшую возможность организации самостоятельных занятий (в условиях летнего отдыха, осенью и зимой в каникулярное время).

Формирование потребности здорового образа жизни

Здоровый образ жизни отражает характеристики идеала, к которому должны стремиться занимающиеся дзюдо. Это своеобразная модель сложившегося способа организации учебных, спортивных, бытовых сторон жизни занимающихся, к реализации которой необходимо стремиться.

Здоровый образ жизни обусловлен субъективными характеристиками конкретного занимающегося: социально-психологическими, физическими, интеллектуальными потребностями и способами их удовлетворения, которые создают условия для наибольшего выражения духовных и физических сил личности. Образ жизни является координирующим элементом физической культуры занимающихся дзюдо. Здоровый образ жизни содействует формированию здоровья, повышению работоспособности и активности занимающихся. Признаком здорового образа жизни подрастающего поколения является гармоничное проявление физических и духовных сил детей, подростков, молодежи, связанные с проявлением ими активности в учебно-трудовой, спортивной и других сферах полезной деятельности.

Здоровый образ жизни не следует рассматривать узко — только как отсутствие вредных привычек. В то время, как он является необходимым условием социальной активности человека, предполагает целенаправленное формирование сознания и поведения человека, соответствующих требованиям здоровья. Повседневная реализация здорового образа жизни — неотъемлемая часть физической культуры человека, богатство его духовного мира, жизненных целей, ценностных ориентаций.

Центральное направление формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения — это воспитание сознательного и активного отношения детей, подростков и молодежи к своему здоровью и здоровью окружающих. Проблема отношения к здоровью предусматривает факт несоответствия между потребностью в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение и укрепление. Причина в том, что в детском, подростковом (да и во взрослом возрасте) многие люди воспринимают состояние физического и психического благополучия как нечто безусловно данное, потребность в котором хотя и осознается, но начинает осуществляться только в ситуации явного дефицита.

Способы формирования потребности здорового образа жизни у занимающихся должны строиться на основе обучения, воспитания и пропаганды. Формирование здорового образа жизни на спортивно-оздоровительном этапе включает:

Изучение гигиенических принципов и построение учебно-тренировочного процесса в соответствии с их содержанием.

Укрепление адаптивных возможностей организма занимающихся к физическим нагрузкам.

Содействие восстановлению работоспособности, сниженной вследствие учебно-тренировочной работы.

Индивидуальный подход к занимающимся.

Содействие гармоничному физическому и психическому развитию.

Потребность в здоровом образе жизни возможно формировать путем целенаправленного разъяснения приоритета здоровья для жизнедеятельности человека. Формирование здорового образа жизни должно внедряться в систему спортивно-оздоровительных занятий, начиная с занимающихся младшего возраста.