Комплексная программа


Некоммерческое партнерство «Военно-патриотический клуб
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»
e-mail: bereti@bereti.spb.ru
 

 

 

 

 

Комплексная программа

Военно-патриотического воспитания,
допризывной подготовке подростков
Некоммерческого партнерства
«Военно-патриотический клуб
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»

 

Куратор клуба: Депутат Государственной Думы ФС РФ,
Член фракции ЕДИНАЯ РОССИЯ в Государственной Думе,
Заслуженный тренер России по борьбе дзюдо
Шестаков Василий Борисович

Руководитель-координатор: Андреев Валерий Иванович,
Отличник физической культуры и спорта РФ,
Победитель городского конкурса педагогического
мастерства «Учитель года -1997», награжден
знаком «Центр Специального назначения ФСБ РФ»

 

Комплексная программа

 

Некоммерческого партнерства «Военно-патриотического клуба
«Голубые береты ДОСААФ России - Панда»

 

В настоящее время в обществе возникла необходимость военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Она обусловлена, с одной стороны, внешними (объективными) факторами, а с другой стороны – внутренними потребностями и условиями общества.
К числу первых относятся, прежде всего, условия, характеризующие новую социально-экономическую ситуацию в стране: разрушение тоталитарной системы, ее идеологической основы, демократизация государственных институтов, освоения трудного пути к рыночной экономике. Все это перестраивает общественное сознание и, в то же время, порождает множество нерешенных проблем. Вполне законным является появление новых ценностных ориентаций и приоритетов в воспитательной работе с молодежью (развитие индивидуальности воспитанника, воспитание петербуржца и т.д.). Ситуация усложнилась с распадом СССР, который сопровождался всплеском национального самосознания народов, выражением которого стало не только возрождение родного языка, культуры, но и проявление национализма, который влечет за собой разрыв многовековых связей, разрушение единого культурного пространства.
В числе актуальных проблем, обострившихся в последнее время, проблема молодежи, вчерашних выпускников школы, переживающих сложный период самоопределения. Но удивительно, что в такой ситуации многие воспитательные институты государства (школы, училища, вузы, внешкольные учреждения), которые ранее активно занимались военно-патриотическим воспитанием детей и молодежи, переориентировались на другие, более «выигрышные» проблемы. А такие популярные в прошлом формы работы, как кружок, клуб, встречи с воинами-ветеранами, полевые выходы и лагеря фактически уходят из жизни молодежи. Всюду витает дух коммерции, а ведь некоторые родители не в состоянии позволить детям посещать платные кружки и секции.

Между тем, и современной молодежи небезразлична история нашей страны и такие понятия, как честь, долг, верность присяге, преданность Отечеству. Это наглядно показал массовый героизм роты псковских десантников в Чечне, которые погибли, выполняя свой воинский долг.
К числу внутренних условий, побуждающих искать пути решения данной проблемы, относится необходимость прекрасно подготовленной и оснащенной в военном отношении армия, защитники Отечества, готовые защищать Родину ценой своей жизни.
Поиск оптимального решения этих вопросов заключается в необходимости создания такой системы военно-патриотического воспитания детей и молодежи, которая представляла бы собой единство и совокупность целей и задач, принципов, методов и средств, организованных форм. Обеспечивающих целостное, организационное, постепенное, непрерывное воздействие всего учебно-воспитательного процесса, на создание, чувства и поведение детей и молодежи с целью всесторонней подготовки к выполнению ими своего воинского долга перед Родиной. Данная система реализует, с нашей точки зрения, такой социальный заказ общества, как «Воспитание стойкого мужчины и умелого защитника Отечества», осуществляя три важнейшие функции: воспитательную (формирование ценностных ориентации гражданина-патриота), дидактическую (формирование военно-прикладных знаний, умений, навыков) развивающую (развитие психофизических качеств личности, необходимых воину для успешного решения боевых задач).
Функции, осуществляемые системой военно-патриотического воспитания, определяют ее структуру. В организационном плане компонентами (звеньями) системы являются:- учебный процесс; - внеклассная воспитательная работа; - внешкольная работа.
Такая организационная структура, в принципе, характерна для любой системы воспитания. Специфика же системы военно-патриотического воспитания выявляется при рассмотрении структуры данной системы в содержательном плане. В этом случае компонентами системы являются: нравственная, психологическая, физическая, военно-техническая, начальная военная подготовка (допризывная подготовка). Все компоненты связаны между собой. Предполагается создание и реализация на практике комплексной программы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

 

ЦЕЛЬ:

Построение системы учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей комплексное использование возможностей педагогического процесса для военно-патриотического воспитания и допризывной подготовке учащихся разных возрастных групп. Для всесторонней подготовки юношей к военной службе, действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях, подготовка их к жизни, формированию здорового образа жизни детей.

 

ГИПОТЕЗА:

1. Можно предположить, что объединение усилий педагогов, психологов, ветеранов, молодых воинов, общественных организаций, руководителей военных ведомств дает также возможность многим подросткам успешно развивать свои возможности, овладевать военно-прикладными знаниями, вырабатывать у себя жизненно важные нравственно-волевые качества.

2. Расширение кругозора учащихся, приобщение их к осмыслению фактов истории своего Отечества, исторического прошлого и настоящего армии и флота. Может оказать существенное влияние на воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания молодежи.

3. Реализация программы обеспечит постепенное формирование всесторонней готовности подростков к службе в Вооруженных Силах РФ, к успешному овладению военными специальностями.

4. Регулярные занятия спортом, участие в соревнованиях, военно-спортивных играх, занятиях в Военно-патриотическом Клубе, общение с воинами – приучают подростков к здоровому образу жизни, рациональному использованию свободного времени, предупреждает праздность, увлечение алкоголем, наркотиками и другими вредными занятиями и привычками.

Для поддержания гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Создать воспитательную систему, способствующую развитию психофизических качеств личности, формированию ценностных ориентации гражданина-патриота, формирование здорового образа жизни.
2. Организовывать работу службы научно-методического сопровождения, внедрения концепции «Воспитание патриота».

 

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

1. Подготовительный этап (2005 г.)
- разработка Концепции и Комплексной программы по ВПВ учащихся;
- определение участников реализации программы;
- провести отбор материала литературных источников по данной проблеме для учащихся и учителей;
- подготовка базы для проведения учебно-практических занятий НП «ВПК «Голубые береты ДОСААФ России - Панда»
- сотрудничество с ветеранскими организациями, шефами
- создание службы научно-методического сопровождения.
2. Формирующий этап (2006-2009 гг.)
- реализация концептуальных основ и комплексной программы опытно-экспериментальной деятельности.
3. Обобщающий этап (2010г.)
- проведение обобщающего анализа результатов опытной работы по заданному направлению в соответствии с выделенными критериями;
- подготовка рекомендаций для учителей, руководителей школ, лицеев;
- проведение научно-практической конференции «Содержание, формы и результативность военно-патриотического воспитания, допризывная подготовка молодёжи»;
- оформление и публикации статей;
- создание научно-методического сборника, обобщающего опыт военно-патриотического воспитания и допризывной подготовке молодежи за 2005-2010 гг. - создание методического кабинета.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

 

Реализация комплексной программы возможна при условии ритмичного финансирования и материально-технического обеспечения, которые осуществляются по трем основным направлениям.
1. Оплата труда управленческого аппарата клуба согласно штатному расписанию как на текущий месяц, так и с учетом развития.
2. Финансирование жизнедеятельности клуба, материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Экипировки воспитанников клуба, проходящих полевые сборы, полевые лагеря, участвующих в городских, всероссийских и международных мероприятиях и соревнованиях.
3. Поэтапное финансирование затрат, создание учебно-материальной базы клуба.